По данным прокуратуры, только за 2023 год от рук мошенников пострадали 44 тысячи казахстанцев, нанесённый им ущерб оценивается в сумму 140 миллиардов тенге.
Для обмана граждан активно используются современные IT-технологии и психологические манипуляции. В частности, выделяются следующие способы мошенничества:
▪️ Телефонное мошенничество: злоумышленники используют IP-телефонию для подмены абонентского номера и обмана граждан.
▪️ Фишинг: мошенники отправляют фальшивые рассылки, призывая получателей перейти на фейковые сайты и раскрыть личные данные.
▪️ Брашинг: мошенники обманывают покупателей на маркетплейсах и интернет-аукционах, продают несуществующий товар или его подделку.
▪️ Дипфейки: мошенники используют социальную инженерию и искусственный интеллект для получения доступа к банковским счетам и выдачи кредитов.
▪️ Финансовые пирамиды и инвестиционные проекты: мошенники привлекают клиентов обещаниями быстрого и высокого дохода.
В Генпрокуратуре рассказали, что на базе Национального банка готовится к запуску анти-фрод центр, который будет блокировать сомнительные транзакции (orda_kz).