Медиация в сфере защиты прав потребителей

Медиация в сфере защиты прав потребителей

Наиболее мягкой и эффективной альтернативной процедурой разрешения споров и конфликтов, широко применяемой в мире, является медиация.

Медиация («Mediation» с англ. ‒ посредничество) ‒ это процесс разрешения конфликта, в котором нейтральная третья сторона, называемая медиатором, способствует выработке добровольного взаимовыгодного соглашения между конфликтующими сторонами.

Первые попытки применения медиации предпринимались при разрешении споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении споров самого широкого круга, начиная от семейных конфликтов и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.

На сегодняшний день мы можем наблюдать высокую тенденцию обращения граждан, а также организации по защите прав потребителей с иском в суд. Мы в свою очередь предлагаем медиацию как досудебное решение конфликтов в области защиты нарушенных прав. В плюсах медиации как альтернативной формы разрешения конфликтов с участием третьей, нейтральной стороны, – медиатора, никто не сомневается. Ведь она позволяет разгрузить судей, повысив качество рассмотрения споров, а кроме того, способствует гуманизации правового процесса, ориентируя не на поиск виновных, а на точки соприкосновения, которые помогли бы прийти к примирению. Защита прав потребителей является социально значимой функцией государства, целью которой является достижение баланса интересов потребителей и предпринимателей. Для обеспечения эффективных взаимоотношений между потребителями и лицами, оказывающими услуги (изготовителями, исполнителями, продавцами) будет целесообразно внести определенные нормы, которые в свою очередь помогут достичь желаемого результата.

Положительное влияние внедрения института медиации в законодательную практику Казахстана невозможно переоценить.

Так в сфере защиты прав потребителей  99% всех споров разрешаются с помощью медиации, что позволяет сохранить нормальные отношения между предпринимателем и его клиентами. За 2018 год РОО «Национальная Палата Медиаторов» рассмотрело 5906 обращений в сфере защиты прав потребителей. Таким образом, предприниматель получает обратную связь от потребителей о своей работе и может устранить указанные нарушения, что ведет к повышению его конкурентоспособности, через повышение качества производимы им товаров или реализуемых услуг. А данные улучшения позволяют поднять уровень жизни населения в целом. Также ввиду конфиденциальности процедуры предприниматели сохраняют свою репутацию и клиентов. В случае проведении судебной медиации государственная пошлина возвращается.

Таким образом, заключение медиативных соглашений имеет положительное влияние и на пострадавшую сторону, а также на взаимоотношения сторон в целом. Так для принятия обоюдного решения пострадавшему компенсируется причиненный ему ущерб, то есть виновная сторона заглаживает свою вину. Подобные взаимовыгодные решения приводят к устранению конфликтного состояния между сторонами.

Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.
Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.
Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.