Исследования

Исследования

Национальная лига потребителей провела исследования

На данный момент готовится ряд поправок в законодательство РК касательно защиты прав потребителей, вследствие чего ОЮЛ «АЛПК» решило провести исследование о степени информированности предпринимателей относительно действующего законодательства в данной сфере. Данное исследование проводилось совместно с Центром занятости населения акимата г. Алматы на протяжении 2021 года.

В ходе исследования представители ОЮЛ «АЛПК», в том числе социальные работники опрашивали предпринимателей г. Алматы о принятых поправках согласно Закона Республики Казахстан в сфере ЗПП от 25 июня 2020 года № 346-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». В рамках исследований посетили 2120 объектов торговли, 80% из которых являются собственностью индивидуальных предпринимателей, 20% относятся к товариществам с ограниченной ответственностью, руководителями 60% объектов являются женщины, и только 40% возглавляют мужчины. Также хотелось бы отметить, что 30% объектов непосредственно торговлю осуществляют их владельцы, в оставшихся 70% для осуществления торговли привлекаются наемные рабочие (продавцы). Посещенные торговые объекты представляли собой: 1272 объекты торговли одеждой и обувью, 424 продуктовых магазинов, 212 аптек и оптик, а также 212 строительных и хозяйственных магазинов.

Результаты опроса показали слабую осведомленность предпринимателей о системе защиты прав потребителей, правах потребителей и обязанностей предпринимателей.

  • принятом порядке рассмотрения обращений потребителей;
  • обязанности предоставить письменный ответ на претензии потребителей в течение 10 календарных дней с момента их получения;
  • субъектах досудебного рассмотрения споров и необходимости разместить их контактные данные в доступном для потребителей месте;
  • обязанности указания информации о праве потребителя обратится в уполномоченный по защите прав потребителей государственный орган;
  • существовании Единой информационной системы защиты прав потребителей;
  • праве обществ по защите прав потребителей на проведение общественного контроля;
  • введенной административной ответственности за несоблюдение предпринимателем обязанностей по размещению информации о субъектах досудебного рассмотрения споров, уполномоченном государственном органе, непредоставлении ответа на претензию потребителя в установленный срок, отказ в возврате/обмене товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

Подобные результаты исследований позволяют сделать выводы, что с предпринимателями не проводится достаточная работа по ликвидации их правовой безграмотности, что ведет к постоянному нарушению ими прав потребителей.

Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.
Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.
Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.