Создание единой системы потребительского образования Казахстана в школах, лицеях, колледжах, вузах – важное направление деятельности НЛП. Многие молодые люди уже достаточно хорошо ориентируются на рынке товаров и услуг: создают в интернете собственные блоги, пишут советы и рекомендации, информируя таким образом других пользователей всемирной сети. Но об общей потребительской грамотности казахстанцев пока говорить не приходится.
Поэтому специалисты РОО НЛП разработали спецкурс и методические пособия по основам потребительских знаний. С 1997 г. он введен в учебную программу нескольких частных вузов. Студенты этих учебных заведений привлекаются к работе в Национальной Лиге Потребителей. Тем самым они получают возможность приобрести практические навыки в области юриспруденции, маркетинга, бухгалтерского учета, защищая права потребителей в медиативном, досудебном и судебном порядке.
В офисе Национальной Лиги Потребителей работает Учебный центр для преподавателей. В рамках Учебного центра в ноябре 2001г. проведен семинар для учителей школ, а в феврале 2002 г. – для преподавателей вузов. Участники данных семинаров, в свою очередь, провели такие же семинары в своих регионах для других учителей и открыли учебные центры. В целом к 2013 году по данной программе
прошли обучение около тысячи преподавателей. Специалисты НЛП разрабатывают и внедряют обучающие информационные компьютерные программы, базы данных. Согласно ст. 9 Закона РК «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года потребительское образование в школах и вузах РК стало обязательным, и потому РОО НЛП разработан целый комплекс материалов – учебник для студентов вузов, методическое пособие для преподавателей на русском и казахском языках и другое. Обеспечение системы образования
необходимой теоретической базой и соответствующей учебно-методической литературой – важный шаг для получения потребительского образования казахстанцами. Сегодня специалисты Национальной Лиги Потребителей ставят вопрос о необходимости создания представительств НЛП на базе всех вузов РК. В первую очередь, для повышения правового сознания и формирования активной гражданской позиции студентов. Сотрудники и активисты потребительского движения принимают участие в международных образовательных программах по вопросам защиты прав потребителей, таким образом, перенимая лучший мировой опыт, они внедряют его в нашей стране.
Грамотный потребитель в семье – это не только носитель полезной информации. Являясь человеком с активной гражданской позицией, он способен значительно сэкономить семейный бюджет, повысить свой уровень жизни, обеспечить себя и всех окружающих достойной жизнью. В Европе молодежные потребительские движения активно работали уже в начале 20 века. Сообща студенты добивались снижения цен на железнодорожные билеты, оплаты за учебу, соблюдения равных прав для городских и сельских жителей.
При Национальной Лиге Потребителей успешно работают Школа потребителей и Школа КСК.
Школа потребителей оказывает практическую правовую помощь потребителям, повышает безопасность граждан в различных сферах услуг и при приобретении товаров.
Повысить свою грамотность могут и предприниматели. Ведь бизнес должен обеспечивать потребителя качественными услугами, товарами, за которые он платит деньги.
В частности, разрабатываются и распространяются рекомендации для товаропроизводителей и услугодателей для предотвращения конфликтов между потребителями и предпринимателями.
Школа КСК, в свою очередь, помогает сделать работу кооператива собственников квартир более прозрачной, формируя основы правовых знаний жильцов (собственников квартир). В этих целях специалисты школы дают разъяснения законодательной базы, проводят тренинги с членами правления по управлению ресурсами. Получить необходимую информацию может каждый казахстанец, которому не безразлично – кто и как управляет его жильем. Как показывает практика, полученные потребителями знания предотвращают конфликты между собственниками жилья и правлением КСК.