Около 60 000 Потребителей Некачественных Электронных Сигарет Ежедневно Носят В Карманах «Взрывчатки»

Около 60 000 Потребителей Некачественных Электронных Сигарет Ежедневно Носят В Карманах «Взрывчатки»

Около 60 000 Потребителей Некачественных Электронных Сигарет Ежедневно Носят В Карманах «Взрывчатки»

10 февраля 2021 года на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК спикером Мажилиса Нурланом Нигматулиным было высказано недовольство в отношении работы Министерства Торговли и Интеграции РК, а именно незначительным количеством разработанных Казахстаном стандартов: «Почему Казахстан разрабатывает так мало стандартов? Этот же вопрос касается промышленной безопасности. Почему мало разрабатываем? Потому что не работаете». ОЮЛ «Ассоциация «Лига потребителей Казахстана» (Далее – АЛПК) уже неоднократно подымало тему отсутствия национальных стандартов на многие виды услуг, оказываемых потребителям, а также на некоторые виды товаров.

Так, в связи с частыми обращениями граждан, ОЮЛ «АЛПК» ведет работу с потребителями альтернативной курению продукции – электронных сигарет и изделий с нагреваемым табаком. Данная категория продукции получила широкое распространение в Республике Казахстан. На сегодняшний день в стране около 400,000 людей отказались от курения и перешли на новые виды потребления никотина, исключающего процесс горения табачного листа.

Начиная с 2019 года работает «горячая линия» действующая по всей стране для более углубленного изучения рынка никотиносодержащей продукции, вопросов, связанных с безопасностью устройств, научных данных в пользу альтернативе, достоверности предоставляемой в СМИ информации, а также основных мотивов перехода потребителей с сигарет на изделия с нагреваемым табаком. Таким образом выяснилось, что основным мотивом при переходе с традиционных сигарет на альтернативную продукцию является желание снизить вред для здоровья от токсичных элементов, присутствующих в табачном дыме, которые образуются при сгорании табака в обычной сигарете.

Однако в ходе исследования данной области ОЮЛ «АЛПК» столкнулась с некоторой опасностью, исходящей от подделок электронных сигарет, и отсутствия технического регламента, направленного на установление стандартов качества данной продукции, вследствие чего страдают потребители, так как не могут понять за что они платят деньги.

В ОЮЛ «АЛПК» поступает множество обращений на подделки, одник из которых был Слесаренко Максим Сергеевич (Далее – потребитель), проживающий в г.Алматы, у которого взорвалась электронная сигарета китайского производства, приобретенная через интернет магазин (скрин прилагается). Потребитель обратился с жалобой в Лигу с просьбой прояснить вопрос о регулировании данной категории продукции в части безопасности эксплуатации, химических свойств жидкостей и вдыхаемого пара потребителем, а именно как защитить свои права и на основании чего.

Проект Технического регламента «Требования к никотинсодержащей продукции и наполнителям для систем доставки никотина, в том числе безникотиновым», разработанного в соответствии с Планом по разработке технических регламентов (Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 23 июля 2020 года № 157-НҚ) размещен на официальном сайте Комитета.

В ноябре 2020 года разработчик в лице МТИ РК определенный в рамках утвержденного Плана по разработке технических регламентов собрал заинтересованные стороны (МЗ РК, НПП «Атамекен», бизнес ассоциации, неправительственные организации и представителей медицинского научного сообщества) для обсуждения необходимости разработки технического регламента на никотинсодержащую продукцию. В декабре 2020 года ОЮЛ «АЛПК», а также НПП «Атамекен» еще раз подтвердил консолидированную позицию бизнеса, потребителей и научного сообщества о необходимости такого документа. Вместе с тем, на сегодняшний день процесс принятия национального технического регламента затягивается по непонятным для общественности причинам.

Сегодня половина пользователей электронных сигареты приобретает продукцию неизвестного происхождения на рынках и в интернет магазинах, т.е. не у зарегистрированных в РК юридических лиц.  Проведенный мониторинг рынка в 2020 году показал, что в большинстве случаев, такая продукция реализуются без каких-либо сертификатов соответствия требованиям безопасности, отсутствует информация о производителе, инструкции, если есть, то на иностранном языке, непонятно из каких компонентов состоят наполнители, а также нет возможности потребителю подать жалобу на качество продукции, так как нет данных об уполномоченных на принятие данных жалоб органах.

К сожалению, с каждым днем увеличиваются риски возникновения пожаров, получения увечья здоровью и жизни потребителей, в то время пока уполномоченный государственный орган в лице КТРМ МТИ РК затягивает принятие мер, направленных на обеспечение безопасности обращения такой продукции на рынке Казахстана.

ОЮЛ «АЛПК» неоднократно заявляло о необходимости защиты интересов и здоровья потребителей, важности обеспечения четких правил и жестких стандартов, чтобы исключить из оборота некачественную продукцию.

ОЮЛ «АЛПК» заявляет о необходимости разработки вышеупомянутого регламента в кратчайшие сроки, а также просит потребителей быть более внимательными при выборе данного рода продукции. Приобретайте товары только у зарегистрированных предпринимателей, которые предоставляют Вам гарантию качества своей продукции, на которых присутствует информация о товаре и изготовителе на русском и казахском языках, а также проверяйте сертификаты соответствия, так как они подтверждают, что продукция была проверена уполномоченными на то учреждениями.

ОЮЛ «АЛПК» является некоммерческой, неправительственной организацией, которая осуществляет общественный контроль качества продукции, работ и услуг, представленных на территории Республики Казахстан (далее — РК). АЛПК на протяжении 30 лет защищает права потребителей в РК, имея в своих рядах 60 111 человек из них 28 тысяч волонтеров. Лига Потребителей Казахстана помогла возместить потребителям материальный и моральный ущерб на сумму 1 860 906 898 тенге. АЛПК способствует предотвращению конфликтов между потребителями и предпринимателями и повышению безопасности, улучшению качества жизни народа Казахстана, восстановлению социальной справедливости.

Вступайте в Лигу Потребителей и помните, что качество жизни зависит от активной гражданской позиции каждого из нас!

За дополнительной информацией, а также для аккредитации СМИ обращаться в ОЮЛ «АЛПК»  8(727)277-83-46, 277-89-45, beeline 2518, www.potrebitel.kz.

Комментарии

Оставьте комментарий

Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.
Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.
Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.