10 февраля 2021 года на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК спикером Мажилиса Нурланом Нигматулиным было высказано недовольство в отношении работы Министерства Торговли и Интеграции РК, а именно незначительным количеством разработанных Казахстаном стандартов: «Почему Казахстан разрабатывает так мало стандартов? Этот же вопрос касается промышленной безопасности. Почему мало разрабатываем? Потому что не работаете». ОЮЛ «Ассоциация «Лига потребителей Казахстана» (Далее – АЛПК) уже неоднократно подымало тему отсутствия национальных стандартов на многие виды услуг, оказываемых потребителям, а также на некоторые виды товаров.
Так, в связи с частыми обращениями граждан, ОЮЛ «АЛПК» ведет работу с потребителями альтернативной курению продукции – электронных сигарет и изделий с нагреваемым табаком. Данная категория продукции получила широкое распространение в Республике Казахстан. На сегодняшний день в стране около 400,000 людей отказались от курения и перешли на новые виды потребления никотина, исключающего процесс горения табачного листа.
Начиная с 2019 года работает «горячая линия» действующая по всей стране для более углубленного изучения рынка никотиносодержащей продукции, вопросов, связанных с безопасностью устройств, научных данных в пользу альтернативе, достоверности предоставляемой в СМИ информации, а также основных мотивов перехода потребителей с сигарет на изделия с нагреваемым табаком. Таким образом выяснилось, что основным мотивом при переходе с традиционных сигарет на альтернативную продукцию является желание снизить вред для здоровья от токсичных элементов, присутствующих в табачном дыме, которые образуются при сгорании табака в обычной сигарете.
Однако в ходе исследования данной области ОЮЛ «АЛПК» столкнулась с некоторой опасностью, исходящей от подделок электронных сигарет, и отсутствия технического регламента, направленного на установление стандартов качества данной продукции, вследствие чего страдают потребители, так как не могут понять за что они платят деньги.
В ОЮЛ «АЛПК» поступает множество обращений на подделки, одник из которых был Слесаренко Максим Сергеевич (Далее – потребитель), проживающий в г.Алматы, у которого взорвалась электронная сигарета китайского производства, приобретенная через интернет магазин (скрин прилагается). Потребитель обратился с жалобой в Лигу с просьбой прояснить вопрос о регулировании данной категории продукции в части безопасности эксплуатации, химических свойств жидкостей и вдыхаемого пара потребителем, а именно как защитить свои права и на основании чего.
Проект Технического регламента «Требования к никотинсодержащей продукции и наполнителям для систем доставки никотина, в том числе безникотиновым», разработанного в соответствии с Планом по разработке технических регламентов (Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 23 июля 2020 года № 157-НҚ) размещен на официальном сайте Комитета.
В ноябре 2020 года разработчик в лице МТИ РК определенный в рамках утвержденного Плана по разработке технических регламентов собрал заинтересованные стороны (МЗ РК, НПП «Атамекен», бизнес ассоциации, неправительственные организации и представителей медицинского научного сообщества) для обсуждения необходимости разработки технического регламента на никотинсодержащую продукцию. В декабре 2020 года ОЮЛ «АЛПК», а также НПП «Атамекен» еще раз подтвердил консолидированную позицию бизнеса, потребителей и научного сообщества о необходимости такого документа. Вместе с тем, на сегодняшний день процесс принятия национального технического регламента затягивается по непонятным для общественности причинам.
Сегодня половина пользователей электронных сигареты приобретает продукцию неизвестного происхождения на рынках и в интернет магазинах, т.е. не у зарегистрированных в РК юридических лиц. Проведенный мониторинг рынка в 2020 году показал, что в большинстве случаев, такая продукция реализуются без каких-либо сертификатов соответствия требованиям безопасности, отсутствует информация о производителе, инструкции, если есть, то на иностранном языке, непонятно из каких компонентов состоят наполнители, а также нет возможности потребителю подать жалобу на качество продукции, так как нет данных об уполномоченных на принятие данных жалоб органах.
К сожалению, с каждым днем увеличиваются риски возникновения пожаров, получения увечья здоровью и жизни потребителей, в то время пока уполномоченный государственный орган в лице КТРМ МТИ РК затягивает принятие мер, направленных на обеспечение безопасности обращения такой продукции на рынке Казахстана.
ОЮЛ «АЛПК» неоднократно заявляло о необходимости защиты интересов и здоровья потребителей, важности обеспечения четких правил и жестких стандартов, чтобы исключить из оборота некачественную продукцию.
ОЮЛ «АЛПК» заявляет о необходимости разработки вышеупомянутого регламента в кратчайшие сроки, а также просит потребителей быть более внимательными при выборе данного рода продукции. Приобретайте товары только у зарегистрированных предпринимателей, которые предоставляют Вам гарантию качества своей продукции, на которых присутствует информация о товаре и изготовителе на русском и казахском языках, а также проверяйте сертификаты соответствия, так как они подтверждают, что продукция была проверена уполномоченными на то учреждениями.
ОЮЛ «АЛПК» является некоммерческой, неправительственной организацией, которая осуществляет общественный контроль качества продукции, работ и услуг, представленных на территории Республики Казахстан (далее — РК). АЛПК на протяжении 30 лет защищает права потребителей в РК, имея в своих рядах 60 111 человек из них 28 тысяч волонтеров. Лига Потребителей Казахстана помогла возместить потребителям материальный и моральный ущерб на сумму 1 860 906 898 тенге. АЛПК способствует предотвращению конфликтов между потребителями и предпринимателями и повышению безопасности, улучшению качества жизни народа Казахстана, восстановлению социальной справедливости.
Вступайте в Лигу Потребителей и помните, что качество жизни зависит от активной гражданской позиции каждого из нас!
За дополнительной информацией, а также для аккредитации СМИ обращаться в ОЮЛ «АЛПК» 8(727)277-83-46, 277-89-45, beeline 2518, www.potrebitel.kz.