Национальная лига потребителей провела исследования
На данный момент готовится ряд поправок в законодательство РК касательно защиты прав потребителей, вследствие чего ОЮЛ «АЛПК» решило провести исследование о степени информированности предпринимателей относительно действующего законодательства в данной сфере. Данное исследование проводилось совместно с Центром занятости населения акимата г. Алматы на протяжении 2021 года.
В ходе исследования представители ОЮЛ «АЛПК», в том числе социальные работники опрашивали предпринимателей г. Алматы о принятых поправках согласно Закона Республики Казахстан в сфере ЗПП от 25 июня 2020 года № 346-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». В рамках исследований посетили 2120 объектов торговли, 80% из которых являются собственностью индивидуальных предпринимателей, 20% относятся к товариществам с ограниченной ответственностью, руководителями 60% объектов являются женщины, и только 40% возглавляют мужчины. Также хотелось бы отметить, что 30% объектов непосредственно торговлю осуществляют их владельцы, в оставшихся 70% для осуществления торговли привлекаются наемные рабочие (продавцы). Посещенные торговые объекты представляли собой: 1272 объекты торговли одеждой и обувью, 424 продуктовых магазинов, 212 аптек и оптик, а также 212 строительных и хозяйственных магазинов.
Результаты опроса показали слабую осведомленность предпринимателей о системе защиты прав потребителей, правах потребителей и обязанностей предпринимателей.
- принятом порядке рассмотрения обращений потребителей;
- обязанности предоставить письменный ответ на претензии потребителей в течение 10 календарных дней с момента их получения;
- субъектах досудебного рассмотрения споров и необходимости разместить их контактные данные в доступном для потребителей месте;
- обязанности указания информации о праве потребителя обратится в уполномоченный по защите прав потребителей государственный орган;
- существовании Единой информационной системы защиты прав потребителей;
- праве обществ по защите прав потребителей на проведение общественного контроля;
- введенной административной ответственности за несоблюдение предпринимателем обязанностей по размещению информации о субъектах досудебного рассмотрения споров, уполномоченном государственном органе, непредоставлении ответа на претензию потребителя в установленный срок, отказ в возврате/обмене товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
Подобные результаты исследований позволяют сделать выводы, что с предпринимателями не проводится достаточная работа по ликвидации их правовой безграмотности, что ведет к постоянному нарушению ими прав потребителей.