Транспортные услуги

Транспортные услуги

Транспортные услуги

О транспорте в Республике Казахстан
Закон Республики Казахстан 
от 21 сентября 1994 г. N156-ХIII

Настоящий Закон определяет основы правовой, экономической и организационной деятельности транспорта Республики Казахстан.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в Законе

Транспорт Республики Казахстан – это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт.

Транспортное предприятие – это юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Перевозчик – это юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке.

Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) -это юридическое или физическое лицо или государство, пользующиеся транспортом в соответствии с заключенным договором с перевозчиком.
Прямое смешанное сообщение – перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу.
 

Раздел 2. Система государственного регулирования и управление деятельностью транспорта

Статья 7. Лицензирование транспортной деятельности

Перечень видов деятельности на транспорте, подлежащий лицензированию, устанавливается законодательными актами. Физическим и юридическим лицам – владельцам двух и более транспортных Средств при выдаче лицензии оформляется на каждую транспортную единицу документ, подтверждающий наличие лицензии.

Раздел 3. Основные положения деятельности транспорта

Статья 10. Тарифы

На перевозку грузов, пассажиров, багажа и услуги, связанные с перевозками, устанавливаются свободные (договорные) тарифы (кроме случаев, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Закона), обеспечивающие деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся транспортной деятельностью.

По отдельным видам транспортных услуг как средство проведения социальной политики государства либо как средство преодоления монополистической деятельности в сфере транспорта могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Перевозка грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществление транспортно-экспедиционных услуг При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан:

– иметь лицензию, обеспечивающую право на перевозку;
– заключать договор (контракт) с клиентом в установленной форме;
– предоставлять транспортные средства, имеющие сертификат;
– возмещать ущерб, нанесенный клиенту и третьему лицу, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте;
– обеспечивать безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, также своевременную перевозку и сохранность его багажа;
– обеспечивать безопасность движения;
– обеспечивать клиенту свободу выбора транспорта на рынке транспортных услуг;
– получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату;
– выполнять требования государственных и местных представительных и исполнительных органов на осуществление социально-важных и оборонных перевозок (в случае, если цены на эти перевозки не покрывают транспортные расходы, должна быть осуществлена соответствующая компенсационная дотация);
– застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед пассажирами в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан об обязательном страховании.
Перевозчик имеет право свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования, за исключением регулируемых перевозок.

Перевозчик не вправе отказывать юридическим и физическим лицам в перевозке, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами о транспорте Республики Казахстан.
При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг клиент имеет право:

– требовать выполнения договора, заключенного между ним и перевозчиком;
– оспаривать в установленном порядке соответствие уровня качества перевозки ее сертификату;
– требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте.
Клиент обязан:
– соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком;
– выдавать перевозчику документ, подтверждающий соответствие груза его сертификату;
– выполнять правила перевозок;

представлять грузы и багаж в подготовленном для транспортирования виде.
Отдельные права и обязанности клиента и перевозчика определяются соглашением сторон в договоре перевозки.
Условия перевозки грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществления транспортно-экспедиционных операций и ответственность сторон по перевозкам и транспортно-экспедиционным операциям определяются нормативными правовыми актами, а также договорами перевозки.

Статья 13. Права пассажиров. Льготы по оплате проезда отдельных категорий пассажиров Пассажир имеет право:

– приобрести билет на любой вид транспорта и по любому маршруту, открытому для пассажирских перевозок;
– получить место согласно приобретенному билету;
– провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет, а на международных перевозках – до 5 лет, без права предоставления ему отдельного места на воздушном, железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, на междугородных автобусах, а также на городском и пригородном транспорте, кроме такси;
– приобрести билеты на детей в возрасте от 5 до 12 лет на международных перевозках с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета;
– приобрести билеты на детей в возрасте от 7 до 15 лет с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета при перевозке, осуществляемой перевозчиком Республики Казахстан.
Если перевозка осуществляется несколькими перевозчиками разных государств с участием перевозчика Республики Казахстан, данное право предоставляется пассажирам при перевозке их перевозчиком Республики Казахстан:
– продлить действие билета при остановке в пути на срок не более 10 суток на всех видах транспорта, кроме городского и пригородного транспорта. Перевозчик вправе увеличить срок действия билета при остановке в пути;
– сдать билет до начала Перевозки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму в любом учреждении перевозчика, предоставляющего транспортные услуги. Порядок возврата определяется уполномоченным государственным органом.

На воздушном транспорте, городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг.

На железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, а также в междугородных автобусах устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 35 кг.
Перевозчики вправе увеличивать вес бесплатно перевозимого на всех видах транспорта багажа и устанавливать другие льготы.

Перевозчик, отказавшийся от продолжения перевозки, обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру расторжением договора.
В случаях, установленных законами Республики Казахстан, постановлениями Правительства Республики Казахстан, решениями местных представительных и исполнительных органов льгот, перевозчики обязаны осуществлять бесплатный провоз отдельной категории пассажиров или предоставлять им иные льготы по оплате проезда.

Правительством Республики Казахстан, а также местными представительными и исполнительными органами при установлении отдельным категориям лиц льгот на транспортные услуги, включая право на бесплатный проезд, определяется источник финансирования, и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиком.

Статья 14. Транзитные перевозки грузов и пассажиров

Транзитные перевозки грузов и пассажиров через территорию Республики Казахстан осуществляются:
железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам и водным путям, открытым для межгосударственных сообщений в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, международными соглашениями и договорами.

Раздел 4. Безопасность и ответственность на транспорте

Статья 17. Ответственность перевозчика

Соглашения перевозчика с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении ответственности, установленной законодательством, недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена законодательными актами.

Перевозчик обеспечивает сохранность грузов, багажа и почтовых отправлений с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю.
Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза или багажа произошли не по его вине.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
– в случае утраты или недостачи – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
– в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза, или багажа – в размере его стоимости;
– в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, которая устанавливается в зависимости от видов перевозки и транспорта по правилам (методике), утверждаемым уполномоченным государственным органом или на основании принципов соответствующих международных конвенций, к которым присоединилась Республика Казахстан.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Если в результате повреждения, за которое перевозчик отвечает, качество груза или багажа изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, получатель груза или багажа вправе от него отказаться и потребовать возмещения за его утрату.

В случае утраты или недостачи груза или багажа перевозчик вместе с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку утраченного груза или багажа.

Зарегистрированный багаж или груз считается утраченным, если это признано перевозчиком или если этот багаж или груз не прибыл в пункт назначения перевозки в течение 7 дней по истечении срока доставки.

Однако, если груз прибыл по истечении указанного срока, получатель вправе принять груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату багажа или груза.
Законодательными актами могут предусматриваться и иные виды ответственности.

Статья 17-1. Претензии и иски по перевозкам грузов и пассажиров

До предъявления к перевозчику иска по спорам, связанным с перевозкой, обязательно предъявление ему претензии. Претензии могут предъявляться в течение трех месяцев, а претензии об уплате штрафов и пени – в течение одного месяца. Если претензия отклонена или ответ не получен в срок, установленный настоящей статьей, у заявителя возникает право на предъявление иска.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза и (или) пассажиров, регулируется в порядке, установленном законодательством.

Сроки исковой давности и порядок предъявления исков по спорам, связанным с международными перевозками, устанавливаются международными договорами, соглашениями или конвенциями.

Статья 18. Срок доставки пассажира, груза и багажа и ответственность за просрочку

Перевозчик обязан доставить груз или багаж в пункт назначения в срок, установленный Правилами перевозки грузов и багажа, утверждаемыми уполномоченным государственным органом. Если срок доставки в указанном порядке не установлен, стороны вправе установить этот срок в договоре.

При задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место.

Сумма взысканного пассажиром штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета.
За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 10 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку.
За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку.
Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза или багажа, если просрочка произошла не по его вине.

Перевозчик несет ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя багажа или груза в связи с задержкой перевозки, если последние имели место.

Перевозчик обязан при задержке рейсов на 10 часов и более предоставлять за свой счет пассажирам места в гостинице и питание.

По запросу пассажира ему выдается официальный документ или производится отметка в билете о причине задержки перевозки.

Размер предусмотренных настоящей статьей убытков и порядок их определения устанавливаются Правилами перевозки грузов и багажа, утверждаемыми уполномоченным государственным органом.

Статья 19. Ответственность пассажира, отправителя и получателя груза или багажа

Пассажиры, отправитель и получатель груза или багажа несут ответственность за ущерб, причиненный по их вине другим лицам, имуществу перевозчика и имуществу других лиц, за которое несет ответственность перевозчик. Отправитель несет ответственность за ущерб, причиненный перевозчику или другому лицу, перед которым перевозчик несет ответственность в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой указанных в транспортных документах сведений. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за все убытки, которые могут возникнуть в связи с неточностью, неполнотой или неправильностью сведений, указанных в транспортных документах.

Статья 20. Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира

Перевозчик несет имущественную ответственность за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья пассажиру при перевозке, если не докажет, что вред – возник вследствие умысла потерпевшего или непреодолимой силы. Ответственность перевозчика по обязательствам, возникающим вследствие причинения смерти или повреждения здоровья, определяется по правилам, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Статья 21. Охрана грузов и объектов на транспорте

Охрана грузов и объектов транспорта, а также проведение профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидация последствий пожаров на железнодорожном, воздушном транспорте осуществляются службами военизированной охраны и подразделениями противопожарной службы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Подразделения службы военизированной охраны обеспечиваются огнестрельным оружием и специальными средствами.

Порядок применения оружия и специальных средств производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Охрана наиболее важных объектов транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан, специальными подразделениями Министерства обороны Республики Казахстан и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также специальными службами военизированной охраны. Перечни таких объектов и специальных грузов устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Статья 24. Страхование

Обязательному страхованию подлежат гражданско-правовая ответственность перевозчика перед пассажирами при совершении ими поездок на железнодорожном, морском, внутреннем водном, воздушном, автомобильном транспорте и городском электротранспорте, а также гражданско-правовая ответственность владельцев транспортных средств.

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях
Республики Казахстан
(кроме международных рейсов)

Приказ Министра транспорта и Коммуникаций Республики Казахстан
№ 78 от 10 апреля 1995г.

Определения
Авиакомпания (перевозчик) – всякое авиатранспортное предприятие, осуществляющее воздушные сообщения или предлагающее свои услуги в пой области.

Перевозчик воздушный – эксплуатант воздушного судна, владеющий транспортным средством на праве собственности или иных законных основаниях, предлагающий услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющий на это соответствующее разрешение или лицензию, выданные в установленном порядке.

Багаж – личные вещи пассажиров, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком.
Зарегистрированный багаж – багаж пассажиров, принятый авиатранспортным предприятием к перевозке под свою ответственность и на который оно выдало багажную квитанцию и багажную бирку.

Незарегистрированный багаж (ручная кладь) – багаж пассажиров, кроме зарегистрированного, в том числе маркируемый безномерными бирками, перевозимый на воздушном судне и размещаемый в его багажном отделении, доставляется на борт воздушного судна самими пассажирами. Перевозится под контролем и ответственностью перевозчика, за исключением периода, когда багаж находится при пассажире.

Несопровождаемый багаж – багаж, не перевозимый на том же воздушном судне, на котором находятся пассажиры или экипаж, которым принадлежит этот багаж.

Багажная квитанция – часть билета, удостоверяющая прием к перевозке багажа.
Билет – документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки пассажира и багажа, включает в себя багажную квитанцию.

Воздушная перевозка пассажиров, багажа и груза (перевозка) -транспортировка пассажиров, багажа и груза, выполняемая авиатранспортными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными транспортными средствами перевозчика.

Воздушная перевозка внутренняя – воздушная перевозка, при выполнении которой пункт отправления, пункт назначения и все предусмотренные пункты остановок расположены на территории одного государства.
Воздушная перевозка международная – воздушная перевозка, при выполнении которой пункт отправления и пункт назначения, независимо от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены:
а) на территории двух государств;
б) на территории одного государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Груз – имущество, перевозимое или принятое к перевозке па воздушных судах, за исключением багажа и почты. Несопровождаемый багаж, оформленный грузовой накладной, также считается грузом.
Пассажир – лицо, за исключением членов экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки.

Повреждение багажа, груза – приведение в негодное состояние багажа, груза, вследствие чего они не могут быть полностью использованы по своему первоначальному назначению (потеряли свою ценность).
Претензия – заявленное авиакомпании или авиатранспортному предприятию требование клиентуры гражданской авиации о возмещении вреда, возникшего вследствие воздушной перевозки.
Рейс – полет воздушного судна (по расписанию или вне расписания), выполняемый в одном направлении от начального до конечного пункта маршрута.

Утрата багажа, груза – неисправность перевозки, при которой перевозчик по истечении установленного для доставки срока оказывается не в состоянии выдать управомоченному лицу принятый к перевозке багаж, груз независимо от того, произошло ли это вследствие их фактической утраты, хищения, засылки или ошибочной выдачи в промежуточном аэропорту.

Применение правил

1. Воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов за установленную плату осуществляются авиакомпаниями и авиатранспортными предприятиями гражданской авиации Республики Казахстан и регулируются настоящими Правилами.
2. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая по договору заказного (чартерного) рейса, а также вахтово-экспедиционным методом на воздушных судах авиакомпаний и авиатранспортных предприятий осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и особыми инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.
3. Воинские воздушные перевозки и перевозки специальные грузов регулируются настоящими Правилами, а также особыми инструкциями.
4. Международные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов регулируются Правилами международных воздушных перевозок (пр. МГА 1/И 03.01.86г.).
5. Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиакомпанией или авиатранспортным предприятием, либо уполномоченными ими организациями или лицами.
Перевозочным документом при перевозке пассажира является билет, при перевозке вещей пассажира в качестве багажа – багажная квитанция.
Формы перевозочных документов и правила их применения устанавливаются Департаментом воздушного транспорта.
6. Перевозчик в удостоверение уплаченных ему пассажиром, отправителем или получателем дополнительных сумм, причитающихся в случаях, определенных настоящими Правилами, выдает – квитанцию разных сборов и платежей, связанных с изменением договора воздушной перевозки, обслуживанием, а также оплатой штрафов; – квитанцию платного багажа – при оплате пассажиром провоза багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза.
Формы платежных документов и инструкции по их применению устанавливаются Департаментом воздушного транспорта.
7. Каждый пассажир обязан иметь билет установленной формы. Пассажир, не предъявивший билет, к перевозке не допускается. Перепродажа и передача билета другому лицу запрещается. В случае установления факта перепродажи или передачи билет аннулируется, и стоимость его не возвращается.
8. Билет выдается на основании документа, удостоверяющего личность пассажира:
паспорта (удостоверения гражданина РК);
общегражданского заграничного паспорта;
служебного паспорта;
паспорта моряка;
дипломатического паспорта;
удостоверения личности, выданного аппаратами Президента, Кабинета Министров РК, местными исполнительными органами РК;
удостоверения Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Славы и Трудовой Славы трех степеней, инвалида, участника Великой Отечественной войны или лица, приравненного к ним;
удостоверения лица, удостоенного звания “Халык Кахарманы”;
удостоверения личности военнослужащего, работника КНБ и МВД РК, Генеральной прокуратуры;
военного билета (военнослужащего срочной службы и курсанта военно-учебного заведения);
свидетельства о рождении (для лиц, не достигших 16 летнего возраста);
справки об освобождении и письменной заявки установленного образца (для лиц, освобожденных из исправительно-трудовых учреждений и следующих к месту жительства).

9. Продажа билетов в кассах производится в порядке очередности. Право на внеочередное получение билета и свободного места в воздушном судне имеют:
депутаты, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, кавалеры орденов трех степеней: Славы, Трудовой Славы, За службу Родине в Вооруженных Силах СССР, лица, удостоенные звания “Халык Кахарманы”;
лица, следующие по заверенному телеграфному вызову, связанному с несчастным случаем; врачи, консультанты;
инвалиды, участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, инвалиды труда 1 и 2-й группы, приобретающие билеты для себя и для лиц, совместно с ними следующих;
пенсионеры, получившие пенсию за особые заслуги перед Республикой Казахстан;
лица с детьми в возрасте до 7 лет, а также с двумя и более детьми до 15 лет;
пассажиры с билетами на обратный полет с открытой датой;
лица, командированные по срочным заданиям, при наличии специального предписания.

10. Пассажир имеет право перевезти бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет без предоставления ему отдельного места. Другие, следующие с пассажиром дети в возрасте до 7 лет, провозятся по детским билетам с оплатой 50 % полного тарифа и предоставлением отдельного места.

11. Дети в возрасте от 7 до 15 лет перевозятся по детским билетам с оплатой 50 % полного, тарифа, как в сопровождении, так и без сопровождения взрослых пассажиров. Перевозка несопровождаемых детей в возрасте от 7 до 15 лет осуществляется с оформлением обязательства установленного образца на перевозку несопровождаемого ребенка.

12. Лицо, обнаруженное на борту воздушного судна без билета или с билетом, признанным перевозчиком недействительным, подлежит высадке в первом аэропорту посадки. За безбилетный полет пассажира или ребенка, который должен иметь детский билет; за перевозку по детскому билету ребенка старше 15 лет, который должен иметь билет по полному пассажирскому тарифу, а также за полет по льготному (служебному) билету без соответствующих документов, взимается штраф, предусмотренный правилами применения тарифов.
Уплата штрафа не освобождает пассажира от оплаты стоимости полета за фактически выполненную перевозку по тарифу, установленному на воздушном транспорте для соответствующей категории пассажира.

13. При задержке перевозки пассажира по вине перевозчика, последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3 % от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место.
Сумма взысканного штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета.

14. При задержке рейса на 10 часов и более от времени, указанного в билете, происшедшей по вине перевозчика, перевозчик обязан за свой счет предоставить пассажирам места в гостинице и питание.
По запросу пассажира ему выдается официальный документ или производится отметка в билете о причинах задержки перевозки специально назначенным должностным лицом перевозчика.

15. За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 10 % платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 % платы за перевозку.

16. За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5 % платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 % платы за перевозку.

17. Зарегистрированный багаж и принятый к перевозке груз считаются утраченными, если это признано перевозчиком или если этот багаж или груз не прибыл в пункт назначения перевозки в течение 7 дней по истечении срока доставки.
Однако, если багаж или груз прибыл по истечение указанного срока, получатель вправе получить багаж или груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату багажа или груза.

18. За утрату или недостачу багажа или груза, принятого к перевозке без объявленной ценности, перевозчик несет ответственность в размере действительной стоимости, но не свыше предела, установленного при международных перевозках.

19. Перевозчик несет ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя багажа или груза в связи с задержкой перевозки, если последние имели место.

20. Претензии, связанные с задержкой перевозки и несохранными перевозками багажа и груза, рассматриваются претензионными комиссиями перевозчика в 30-дневный срок. При предъявлении претензии о возмещении убытков, связанных с задержкой перевозки, прилагаются документы, подтверждающие фактический размер убытков. Претензии предъявляются к перевозчику или его представителю места отправления или назначения по усмотрению заявителя

ПРАВИЛА
перевозки пассажиров автомобилями-такси и маршрутными такси и
организации частного извоза в городе Алматы

Решение Алматинского городского Маслихата XXV сессии I созыва
от 14 мая 1999года.

 
1. Общие положения
Настоящие Правила устанавливают порядок организации и регламентируют деятельность всех субъектов рынка транспортных услуг независимо от форм организации их труда и собственности, включая частных лиц, изъявивших желание осуществлять перевозки пассажиров легковыми автомобилями-такси и маршрутными такси в г. Алматы и его пригородах.

2. Организация и порядок осуществления перевозок легковыми автомобилями-такси

2.1. К организации и осуществлению пассажирских перевозок легковыми автомобилями-такси допускаются как юридические, так и физические лица, имеющие:
– водительское удостоверение соответствующей категории на право управления данным видом транспортного средства;
– соответствующий подвижной состав на правах собственности или аренды с обязательной сертификацией транспорта в соответствии с действующими стандартами для перевозки пассажиров на такси;
– договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчиков.
2.2. Государственная регистрация и вся хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих пассажирские перевозки легковыми автомобилями-такси, производится на общих основаниях в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2.3. Перевозка пассажиров, осуществляемая физическими лицами, разрешается при наличии патента, приобретаемого в органах налоговой службы.
Осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобилями-такси без соответствующего патента либо с нарушением патентных норм и правил влечет установленную законодательством административную и уголовную ответственность.
2.4. Юридические лица, изъявившие желание заниматься пассажирскими перевозками, но не имеющие опыта в данном виде деятельности, должны получить соответствующее разрешение в уполномоченных на то органах.
2.5. Пассажирские перевозки легковыми автомобилями-такси разрешается осуществлять только технически исправными автотранспортными средствами, имеющими не менее 4 дверей и не более 7 посадочных мест, свободное багажное отделение. Автомобиль-такси должен быть оснащен ремнями безопасности, аптечкой и огнетушителем.
2.6. Количество перевозимых пассажиров должно соответствовать количеству посадочных мест в автомобиле.
Дополнительно допускается перевозить не более двух детей в возрасте до 7 лет. Перевозка детей в возрасте до 12 лет на переднем сиденье автомобиля запрещена.
2.7. Легковые автомобили-такси должны иметь отличительные знаки и быть оформлены в соответствии с действующими правилами и стандартами.
2.8. Обслуживание пассажиров легковыми автомобилями-такси производится в порядке индивидуального пользования.
2.9. Легковые автомобили-такси, оснащенные мобильными средствами связи, можно заказывать предварительно по телефону или лично в диспетчерских пунктах, расположенных в крупных пассажирообразующих пунктах (аэропорт, авто- и железнодорожные вокзалы, торговые, культурные центры и т.п.).
Предварительные и текущие заказы на подачу такси принимаются соответствующими диспетчерскими службами перевозчиков.
2.10. Заказы с квартирных или служебных телефонов принимаются безоговорочно, а с телефонов-автоматов – только на домашний адрес граждан, проживающих в г. Алматы.
2.11. Подача легковых автомобилей-такси клиенту должна осуществляться в минимально короткий срок и с ближайшего к пункту вызова места.
 

3. Стоянки такси

3.1. В целях создания благоприятных условий обслуживания населения на всех пассажирообразующих пунктах оборудуются стоянки такси для посадки и высадки пассажиров.
3.2. Стоянки такси оформляются специальными указателями, дорожными знаками и выделяются разметкой на проезжей части улицы.
3.3. Стоянки автомобилей-такси должны размещаться в удобных для пассажиров местах с кратчайшим расстоянием подхода от пассажирообразующих мест.
3.4. Пользование стоянками для такси иными транспортными средствами запрещено.

4. Правила пользования автомобилями-такси

 4.1. Владельцы легковых автомобилей-такси занимаются клиентами в порядке очередности как на стоянках такси, так и вне их зоны. Для остановки автомобиля-такси на дороге клиент должен выбирать разрешенное для этого Правилами дорожного движения место, удобное для подъезда и совершения посадки.
4.2. В салоне автомобиля-такси разрешается провозить ручную кладь, различную бытовую технику, а также иной багаж в мягкой упаковке, которые не должны мешать работе водителя в процессе движения, не пачкают салон и сидения, не наносят повреждения его внутреннему интерьеру. В багажном отделении разрешается провозить груз общим весом, не превышающим регламентированного техническими условиями на автомобиль, и при условии полного закрытия крышки багажного отделения.
Багаж без сопровождения его владельца к перевозке в автомобиле-такси не принимается. Сохранность багажа обеспечивается его владельцем при всемерном содействии водителя.
4.3. В легковом автомобиле-такси запрещается перевозить:
– огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, едкие и зловонные вещества, острые, режущие предметы и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки;
– инфекционных больных;
– животных и птиц (кроме собак в намордниках при наличии подстилки, кошек и других мелких животных в корзинах или сумках, птиц в клетках).
4.4. Для остановки такси пассажир должен заранее предупредить водителя о том, где это нужно сделать. Открывать двери, выходить и выгружать багаж разрешается в любом месте, где это не запрещено Правилами дорожного движения, и после полной остановки автомобиля.
Посадка в такси и выход из него разрешены только со стороны тротуара, посадочной площадки или обочины дороги.
4.5. При вызове автомобиля-такси по телефону его простой в ожидании клиента не должен превышать десяти минут. По истечении этого времени водитель имеет право уехать, поставив в известность об этом диспетчерскую службу, передавшую ему заказ.

5. Оплата проезда

5.1. Стоимость перевозки автомобилями-такси определяется по показанию таксометра, а при его отсутствии – по показанию спидометра.
5.2. Тарифы на перевозку автомобилями-такси независимо от количества пассажиров и наличия багажа представляют собой:
– однократный тариф за один километр пробега;
– договорную цену за час простоя;
– тариф за вызов такси но телефону;
– плату за подачу такси по предварительному или текущему заказу, взимаемую по показанию таксометра или спидометра. Данная плата не должна превышать 8-кратного тарифа за один километр пробега. Однако по согласованию с клиентом стоимости подачи такси диспетчер может привлекать для перевозки автомобиль из более отдаленных частей города.
Окончательная величина стоимости перевозки определяется путем сложения стоимостей подачи, посадки, перевозки и простоя такси.
5.3. При почасовом обслуживании автомобилем-такси между перевозчиком (водителем) и клиентом устанавливается договорная цена услуги.
5.4. При занятии автомобиля-такси клиентом водитель должен сразу же включить таксометр, а при его отсутствии назвать показание спидометра.
5.5. При вызове такси по телефону водитель включает таксометр в момент получения задания от диспетчера. При отсутствии таксометра водитель называет диспетчеру показания спидометра.
5.6. В случае одновременной поездки нескольких пассажиров на одном автомобиле-такси оплата производится пропорционально расстоянию проезда каждого из них.
5.7. В случае необходимости остановки и ожидания пассажира по его просьбе водитель должен произвести с ним полный расчет за выполненную поездку, а за оговоренное время ожидания получить соответствующую плату – аванс. После этого водитель должен вновь включить таксометр (засечь время) и предупредить пассажира, что по истечении обусловленного времени ожидания такси будет считаться незанятым, и он имеет право уехать.
5.8. При невозможности доставки пассажира в требуемое место (временное ограничение на движение автотранспортных средств, ДТП, техническая неисправность автомобиля и т.п.) пассажир должен оплатить стоимость фактически осуществленной перевозки.
5.9. Справки, квитанции и другие документы, подтверждающие полученную сумму за пользование такси, пассажиру не выдаются.
 

6. Организация перевозок маршрутными такси

 6.1. К организации и осуществлению пассажирских перевозок маршрутными такси допускаются юридические и физические лица, имеющие:
– водительское удостоверение соответствующей категории на право управления данным видом транспортного средства;
– соответствующий подвижной состав на правах собственности или аренды с обязательной сертификацией транспорта в соответствии с действующими стандартами для перевозки пассажиров на маршрутном такси;
договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчиков;
– официальное закрепление за маршрутом;
– государственный патент на право осуществления данного вида предпринимательской деятельности.
6.2. Закрепление маршрутов за перевозчиком производится через открытые тендеры тендерной комиссией при Акиме города Алматы.
6.3. К пассажирским перевозкам на такси допускаются лица, имеющие стаж работы водителем не менее 3 лет, при количестве посадочных мест более 8.
6.4. Пассажирские перевозки маршрутными такси разрешается осуществлять только технически исправными автотранспортными средствами, имеющими специальную боковую дверь для пассажиров, от 7 до 15 посадочных мест. Микроавтобус должен быть оснащен аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной стоянки автомобиля.
6.5. Маршрутное такси работает в соответствии с расписанием и остановкой автобусов как на указанных в схеме маршрута, так и вне остановочных пунктов по требованию на выход и по требованию пассажиров на вход – при наличии свободных посадочных мест.
6.6. Остановку по требованию водители обязаны производить только в местах, отвечающих требованиям безопасности дорожного движения и безопасной посадки и высадки пассажиров.
6.7. На маршрутном такси льготы на проезд для всех категорий льготников и проездные билеты для проезда в общественном транспорте не действительны.
6.8. Для работы в режиме маршрутного такси допускаются микроавтобусы различной модификации повышенной комфортности и оборудованные чехлами на сиденьях и шторками.
6.9. На маршрутном такси не допускаются к работе автобусы с количеством мест, большим 15 посадочных мест.

7. Обязанности водителя автомобилями-такси, маршрутного такси

 7.1. Водитель такси обязан:
– иметь чистую, опрятную одежду;
– вести себя вежливо с пассажирами;
– не курить, если в салоне автомобиля находятся пассажиры;
– содержать автомобиль в исправном состоянии и чистоте;
– принимать все разумные меры для обеспечения безопасности пассажиров;
– представлять по первому требованию необходимую информацию сотрудникам контролирующих органов (дорожной полиции, транспортной и налоговой служб и т.п.):
– в случаях, предусмотренных действующим законодательством, предоставлять возможность осмотра транспортного средства представителям компетентных органов;
– не останавливать автомобиль на дороге дольше, чем это необходимо для посадки, высадки или ожидания пассажиров;
– соблюдать очередность при подаче автомобиля на обозначенную в установленном порядке стоянку такси;
– не отказывать клиенту в поездке без уважительных причин;
– правдиво сообщать клиенту о действующих тарифах и кратчайшем маршруте до места назначения;
– иметь во время работы в достаточном количестве разменные деньги;
– выдавать пассажиру сдачу в полном объеме;
– иметь в салоне такси табличку с указаниями фирменных (если таковые имеются) реквизитов перевозчика, номера патента, времени работы, своих фамилии, имени и отчества;
– владеть приемами оказания первой медицинской помощи;
– в случае невозможности продолжения движения по объективным причинам (временное ограничение на движение автотранспортных средств, ДТП, техническая неисправность автомобиля и т.п.) оказать своим пассажирам посильную помощь в продолжении движения.
7.2. Водитель автомобиля-такси не имеет права:
– намеренно игнорировать или отказываться в любой форме от принятого от диспетчера заказа;
– отказываться везти клиента до указанного им пункта назначения, если этот пункт находится в пределах зоны обслуживания, и к нему имеются обустроенные подъезды;
– отказываться везти одновременно нескольких клиентов, если их количество не превышает количества посадочных мест;
– осуществлять перевозку с неработающим таксометром или спидометром;
– обслуживать других клиентов без согласия уже занявшего такси пассажира;
– заправлять автомобиль топливом или производить его обслуживание после принятия заявки на перевозку.

8. Обязанности пассажира автомобиля-такси, маршрутного такси

8.1. Пассажир (клиент) такси обязан:
– оплачивать услуги автомобиля-такси в соответствии с показанием счетных приборов или по достигнутой договоренности;
– возмещать владельцу такси ущерб, нанесенный ему своими действиями;
– возмещать стоимость вызова, пробега и простоя автомобиля-такси, поданного по заказу, при отказе от его использования;
– покинуть автомобиль по первому требованию водителя.

8.2. Клиенту (пассажиру) запрещается:
– мешать работе водителя такси;
– вести себя непристойно по отношению к водителю;
– создавать дискомфортные условия для поездки другим пассажирам;
– намеренно передвигать, менять, портить таблички, надписи, включать или выключать различные приборы и оборудование такси;
– пытаться управлять транспортным средством, препятствовать работе его дверей и других механизмов;
– входить и выходить из такси, открывать двери во время движения;
– вносить в салон такси вещи, запрещенные к перевозке данным видом транспорта;
– располагать вещи там, где водитель потребовал этого не делать;
– производить чрезмерный шум внутри салона автомобиля-такси;
– сорить внутри салона такси, выбрасывать из него во время движения какие-либо предметы;
– прикреплять или высовывать из окон транспортного средства транспаранты, шары, флаги и другие предметы;
– занимать такси в грязной одежде или в нетрезвом состоянии;
– нанимать такси, заведомо не имея достаточных средств для оплаты проезда.

9. Утерянное имущество, найденное водителем или пассажирами

9.1. Всякое имущество, в том числе деньги, оставленное или оброненное в салоне автомобиля-такси, подлежит возврату его владельцу в найденном состоянии.
9.2. Водителю автомобиля-такси после окончания каждой поездки или найма следует тщательно осматривать салон с тем, чтобы убедиться в отсутствии случайно оставленного или оброненного имущества.
В случае, если осмотр не может быть произведен сразу же по окончании поездки или найма, он должен быть произведен как можно раньше.
9.3. Пассажир, обнаруживший оставленное или оброненное имущество, обязан передать его водителю автомобиля-такси.
9.4. Водитель обязан в кратчайший срок передать найденное имущество на хранение в стол находок, функционирующий при отделении полиции, или в диспетчерскую службу предприятия перевозчика и достоверно изложить обстоятельства находки.
9.5. В случае, если оставленное или оброненное в салоне автомобиля- такси имущество было востребовано лицом, удовлетворительно доказавшим право на владение этим имуществом раньше, чем это имущество было сдано на хранение в отделение полиции, то найденное имущество может быть передано непосредственно его владельцу.
9.6. Имущество, оставленное или оброненное в салоне автомобиля- такси и сданное на хранение в стол находок, хранится там, в соответствии с действующим законодательством.

10. Контроль

10.1. Функциональный контроль за работой перевозчиков на таксомоторном транспорте возлагается:
а) за техническое состояние подвижного состава, безопасность дорожного движения и медицинское освидетельствование водителей – на ГУДП ГУВД г. Алматы:
б) за наличие патента, своевременную уплату налогов, соблюдение установленного тарифа за проезд – на налоговую службу г. Алматы;
в) за внешний и внутренний вид подвижного состава, линейную дисциплину, культуру обслуживания, соблюдение графиков движения и режим работы и медицинское освидетельствование водителей перед выходом в рейс – на предприятие перевозчика;
г) за нарушение правил перевозки людей водители транспортных средств подлежат административному взысканию в соответствии с Кодексом Республики Казахстан “Об административных правонарушениях” N 155-П ЗРК от 30 января 2001 года.
 

Транспортные услуги

Ситуация

 Потребитель приобрел в представительстве авиакомпании в г.Алматы билет по направлению Алматы-Актау-Астана-Алматы (транзитный проезд через Астану). При оформлении багажа ему была выдана багажная бирка и квитанция об уплате за перевес. По прибытию в аэропорт города Алматы, пассажиру не выдали багаж. После долгих выяснений работники аэропорта предложили ему решить вопрос непосредственно в представительстве авиакомпании и приехать на следующий день. Никакого документа в подтверждении утери багажа предоставлено не было.

В связи с тем, что пассажир не обладал специальными знаниями, только после консультации с юристом, обратился в представительство с требованием о предоставлении документа, подтверждающего утерю багажа. Документ установленного образца ему выдан не был, работники компании предоставили ему расписку о том, что его багаж сняли с рейса в г.Астана. Причиной этому послужил большой перевес и подозрения в контрабандной перевозке. Для дальнейшего разрешения конфликта он обратился в представительство в Алматы. Но, в связи с тем, что головной офис авиакомпании находился в г.Астана, ему предложили для разрешения спора обратиться туда.

Комментарии
В данном случае были нарушены права пассажира и потребителя, предусмотренные Гражданским Кодексом, Законом «О защите прав потребителей», Законом РК «О транспорте», а также, поскольку здесь имела место авиаперевозка, – Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 10 апреля 1995г. №78 «Об утверждении временных правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте».

Статья 705 ГК РК регулирует вопросы ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа. Перевозчик обеспечивает сохранность груза или багажа с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю или уполномоченному лицу. Перевозчик отвечает за утрату груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли не по его вине.

Ущерб, причиненный при первозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
1) в случае утраты или недостачи 1руза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
2) в случае повреждения (порчи) груза или багажа – размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;
3) в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется, исходя из цены вещей, находящихся в багаже и подтвержденной документами об оплате. А при отсутствии документов, подтверждающих стоимость утерянных вещей, исходя из суммы, предложенной авиакомпанией. Повышенная ценность багажа может быть заявлена по согласованию сторон. Также за дополнительную плату, если багаж представляет особую ценность, его можно застраховать.

Перевозчик, наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. В данном случае, справка будет рассматриваться как письменное доказательство, поскольку это был единственный документ, выданный перевозчиком.
Зарегистрированный багаж или груз считается утраченным, если это признано перевозчиком или если этот багаж или груз не прибыл в пункт назначения перевозки в течении 7 дней по истечении срока доставки. Однако, если груз прибыл по истечении указанного срока, получатель вправе принять груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату багажа или груза.

До предъявления к перевозчику судебного иска обязательно должен быть соблюден претензионный порядок. Претензии могут предъявляться в течении трех месяцев, а претензии об уплате штрафов и пени – в течение одного месяца. В данном случае потребителю необходимо обратиться с претензией к перевозчику от своего имени либо обществу защиты прав потребителей в его интересах (по заявлению потребителя). Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение одного месяца, а в отношении претензий по перевозке, осуществляемой перевозчиками разных видов по одному документу, – в течение трех месяцев и претензии об уплате штрафов и пени – в течение одного месяца. Если претензия отклонена или ответ не получен в срок, заявитель имеет право обратиться в суд. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза и (или) пассажиров, установлен Законом РК «О транспорте» и ГК РК.
В соответствии со ст.ЗЗ ГПК РК иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа подпадают под исключительную подсудность и предъявляются по месту нахождения постоянно действующего органа транспортной организации, т.е. в данном случае иск должен быть предъявлен в Астане. При этом потребитель также вправе будет взыскать с виновной стороны все расходы, связанные с разрешением спора: оплата расходов представителя, стоимость оформления документов, расходы на проживание, размер суточных, установленных налоговым законодательством.

Комментарии

Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.
Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.
Имя(Обязательно)
Это поле используется для проверочных целей, его следует оставить без изменений.