Претензионный порядок обращения потребителей за защитой нарушенного права ( c образцом претензии)
Обязательный досудебный порядок предусматривает обращение с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) — нарушителю прав о рассмотрении спора и добровольном устранении нарушения прав потребителя. В досудебном порядке должны обращаться как сами потребители (ст. 19 Закона о защите прав потребителя), так и общественные объединения потребителей (ст. 42 Закона о защите правпотребителя). Для рассмотрения требований, указанных в претензии, предпринимателю предоставляется 10 дней (ст. 42 Закона о защите прав потребителя).
Специфика претензионного порядка заключается в том, что он позволяет разрешить спор в частно-правовом порядке самими спорящими сторонами без обращения за защитой нарушенного права в суд. В свою очередь, такое разрешение спора позволяет сократить время разрешения спора до минимума, освобождает стороны от расходов, связанных с рассмотрением гражданского дела в суде и исполнением судебного решения.
Как показывает практика РОО НЛП, удовлетворяется до 90 процентов обращений РОО НЛП в претензионном порядке, поскольку субъекты частного предпринимательства предпочитают удовлетворить претензии потребителей, от имени которых выступает РОО НЛП, и избежать судебного разбирательства. При этом зачастую прямые убытки потребителя намного превышают размер возмещения.
В целом, претензионный порядок направлен на защиту прав по-требителя и позволяет в сжатые сроки (10 календарных дней с момента получения претензии) в полной мере удовлетворить требования потребителя, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением субъектом частного предпринимательства принятых на себядоговорных обязательств. Итак, в случае отказа устранить нарушение и возместить причиненный ущерб в добровольном порядке, потребитель (или соответствующий государственный орган, прокурор, общественная органи-зация) имеет право обратиться в суд с иском.