20402518

Социальные сети

Преимущество членов организации

Узнайте какие преимущества вы получите в Объединении Юридических Лиц "Ассоциация Лига Потребителей Казахстана"

Подробнее
Основные механизмы разрешения конфликтов

Защита прав потребителей может быть осуществлена различными способами. Потребитель может обратиться в государственные органы с жалобой на незаконные действия продавца (исполнителя) в общество защиты прав потребителей или защитить свои права самостоятельно. Защита нарушенных прав потребителей осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом, Гражданско-процессуальным Кодексом, Законом КазССР “О защите прав потребителей”. Законодательство предусматривает досудебный (претензионный) порядок рассмотрения спора как обязательную стадию процесса защиты прав потребителей. Он подразумевает обращение потребителя или общества защиты прав потребителей с письменной претензией к продавцу (исполнителю).

Претензия должна содержать:

1. Ф.И.О. и адрес заявителя;
2. Наименование и фактическое место нахождение продавца (исполнителя, и изготовителя) 
3. Обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии (излагаются в свободной форме). В тексте претензии должно содержаться:

  1. основания отношений адресантов претензии: договор, гарантийное письмо и другие документы;
  2. права потребителя, нарушенные потенциальным ответчиком;
  3. условия обязательств, нарушение которых вызвало претензионное требование;
  4. обоснованная сумма материальных требований с расчетом, если расчет претензионных требований достаточно громоздкий по объему, его можно вынести в приложение к претензии;
  5. нормы действующего законодательства, в соответствии, с которыми заявитель претензии обосновывает свои требования;
  6. предупреждение о последующем обращении за защитой своих имущественных прав и моральных благ в суд в случае неудовлетворения претензии или нерассмотрения ее в установленном порядке.

К претензии должны быть приложены копии документов, обосновывающие претензионные требования или должна быть дана ссылка на то, что все документы (можно перечислить их) у адресата имеются.

У заявителя обязательно должны оставаться квитанция об отсылке заказного (или с уведомлением о вручении) почтового отправления или отметка (с входящим номером и датой, штампом, подписью должностного лица) организации – адресата о получении 
материалов претензии (на экземпляре предъявителя претензии). 

Продавец (исполнитель, изготовитель) в течение 10 дней обязан дать ответ на претензию. При несоблюдении этого требования потребитель или общество защиты прав потребителей имеют право обратиться в суд с исковым заявлением. Общий срок исковой давности составляет 3 года, на споры связанные с причинением вреда жизни и здоровью, исковая давность не распространяется. Дела о защите прав потребителей рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Для принятия искового заявления судом к рассмотрению, заявитель должен уплатить государственную пошлину 1% от суммы материального иска и 50 % минимального расчетного показателя при взыскании морального вреда. Общество защиты прав потребителей при подаче исковых заявлений от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В нем должны быть указаны:

  1. наименование суда, в который подается исковое заявление;
  2. наименование истца, его местожительство или, если ответчиком является общество защиты прав потребителей, его местонахождение и банковские реквизиты;
  3. наименование ответчика, его местожительство или, если ответчиком является организация, ее местонахождение и банковские реквизиты (если известны);
  4. основания, на которые истец ссылается, и доказательсва, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;
  5. требование истца;
  6. цена иска, если таковой подлежит оценке;
  7. документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка разрешения спора;
  8. перечень прилагаемых к исковому заявлению документов, который включает:
  9. документы, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора (претензия, ответ на претензию, почтовое уведомление о вручении);
  10. копии искового заявления по числу ответчиков;
  11. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
  12. копии искового заявления по числу ответчиков;
  13. квитанция об уплате государственной пошлины;
  14. доверенность или ордер, удостоверяющий полномочия представителя.

Исковое заявление должно соответствовать претензий в части требований. При несоблюдении указанного принципа суд оставляет исковое заявление без рассмотрения и возвращает материалы истцу. Суд вручает копию искового заявления и повестку ответчику.

Если исковое заявление не содержит перечисленный требований, судья оставляет заявление без движения до устранения всех несоответствий. Если в указанный срок истцом не будут устранены недостатки, исковое заявление считается неподанным и возвращается истцу.

Судебными документами являются определения, решения и постановления. Итогом процесса является решение, как заключительный документ, выражающий мнение суда по предмету спора. Определение – постановление суда, которым дело не разрешается по существу. Решение – это постановление суда первой инстанции, которым разрешается дело. Решение может быть кратким или сокращенным, состоящим из вводной, мотивирочной и резолютивной части и полным, состоящим из вводной, описательной, мотивирочной и резулятивной части.

Согласно п.3 ст.20 Закона “О защите прав потребителей”, при удовлетворении требований гражданина, суд, кроме взыскания материального и морального вреда, решает вопрос о взыскании с продавца, изготовителя (их представителей), исполнителя штрафа в доход соответствующего бюджета в размере цены иска за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.

На любой стадии процесса, но до вынесения решения судом первой инстанции, стороны могут закончить процесс заключением мирового соглашения, которое подписывается сторонами, и утверждается судом.
Мировое соглашение – это соглашение сторон (истца и ответчика) о прекращении судебного разбирательства на условиях, удовлетворяющих обе стороны. Если оно выражено в адресованных суду письменных заявлениях, эти документы приобщаются к делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Суд не вправе утвердить мировое соглашение сторон, если его условия противоречат закону или нарушают чьи-либо права, свободы и законные интересы.

Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в аппеляционном порядке. Право аппеляционного обжалования принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Аппеляционные жалобы подаются через суд, вынесший решение, постановление в вышестоящий суд (городской, областной). Жалоба может быть подана в течение пятнадцати дней с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Вступившие в законную силу акты всех судов РК, кроме постановлений надзорной коллегий Верховного суда РК, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора.
Основанием к пересмотру в порядке надзора, вступившего в законную силу решения, определения, постановления суда, является существенным нарушением норм материального, либо процессуального права. Также решение может опротестовываться в порядке надзора , если Конституционный Совет РК признал неконституционным акт, на основании которого они вынесены. Обжаловать могут стороны и другие, лица, участвовавшие в деле и имеющие право на подачу аппеляционной жалобы. Надзорная жалоба может быть подана в течение одного года со дня вступления в законную силу решения, определения, постановления суда непосредственно в суд, полномочный пересматривать дело в порядке надзора.

2883 просмотров
Партнёры
Яндекс.Метрика