20402518

Социальные сети

Преимущество членов организации

Узнайте какие преимущества вы получите в Объединении Юридических Лиц "Ассоциация Лига Потребителей Казахстана"

Подробнее
Школа потребителей

Основные механизмы разрешения конфликтов

Защита прав потребителей может быть осуществлена различными способами. Потребитель может обратиться в государственные органы с жалобой на незаконные действия продавца (исполнителя) в общество защиты прав потребителей или защитить свои права самостоятельно. Защита нарушенных прав потребителей осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом, Гражданско-процессуальным Кодексом, Законом КазССР «О защите прав потребителей». Законодательство предусматривает досудебный (претензионный) порядок рассмотрения спора как обязательную стадию процесса защиты прав потребителей. Он подразумевает обращение потребителя или общества защиты прав потребителей с письменной претензией к продавцу (исполнителю). Претензия должна содержать:

  1. Ф.И.О. и адрес заявителя;
  2. Наименование и фактическое место нахождение продавца (исполнителя, изготовителя);
  3. Обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии (излагаются в свободной форме). 

В тексте претензии должно содержаться:

  1. основания отношений адресантов претензии: договор, гарантийное письмо и другие документы;
  2. права потребителя, нарушенные потенциальным ответчиком;
  3. условия обязательств, нарушение которых вызвало претензионное требование;
  4. обоснованная сумма материальных требований с расчетом, если расчет претензионных требований достаточно громоздкий по объему, его можно вынести в приложение к претензии;
  5. нормы действующего законодательства, в соответствии, с которыми заявитель претензии обосновывает свои требования;
  6. предупреждение о последующем обращении за защитой своих имущественных прав и моральных благ в суд в случае неудовлетворения претензии или нерассмотрения ее в установленном порядке.

К претензии должны быть приложены копии документов, обосновывающие претензионные требования или должна быть дана ссылка на то, что все документы (можно перечислить их) у адресата имеются.
У заявителя обязательно должны оставаться квитанция об отсылке заказного (или с уведомлением о вручении) почтового отправления или отметка (со входящим номером и датой, штампом, подписью должностного лица) организации - адресата о получении материалов претензии (на экземпляре предъявителя претензии). 

Продавец (исполнитель, изготовитель) в течение 10 дней обязан дать ответ на претензию. При несоблюдении этого требования потребитель или общество защиты прав потребителей имеют право обратиться в суд с исковым заявлением. Общий срок исковой давности составляет 3 года, на споры, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, исковая давность не распространяется. Дела о защите прав потребителей рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.

Для принятия искового заявления судом к рассмотрению, заявитель должен уплатить государственную пошлину 1% от суммы материального иска и 50 % минимального расчетного показателя при взыскании морального вреда. Общество защиты прав потребителей при подаче исковых заявлений от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В нем должны быть указаны:

  1. наименование суда, в который подается исковое заявление;
  2. наименование истца, его местожительство или, если ответчиком является общество защиты прав потребителей, его местонахождение и банковские реквизиты;
  3. наименование ответчика, его местожительство или, если ответчиком является организация, ее местонахождение и банковские реквизиты (если известны);
  4. основания, на которые истец ссылается, И доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;
  5. требование истца;
  6. цена иска, если иск подлежит опенке;
  7. документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка разрешения спора;
  8. перечень прилагаемых к исковому заявлению документов, который включает:
  9. документы, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора (претензия, ответ на претензию, почтовое уведомление о вручении);
  10. копии искового заявления по числу ответчиков;
  11. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
  12. копии искового заявления по числу ответчиков;
  13. квитанция об уплате государственной пошлины;
  14. доверенность или ордер, удостоверяющий полномочия представителя.

Исковое заявление должно соответствовать претензии в части требований. При несоблюдении укачанною принципа суд оставляет исковое заявление без рассмотрения и возвращает материалы дела истцу. Суд вручает копию искового заявления и повестку ответчику.

Если исковое заявление не содержит перечисленных требований, судья оставляет заявление без движения до устранения всех несоответствий. Если в указанный срок истцом не будут устранены недостатки, исковое заявление считается неподанным и возвращается истцу.

Судебными документами являются определения, решения и постановления. Итогом процесса является решение, как заключительный документ, выражающий мнение суда по предмету спора. Определение - постановление суда, которым дело не разрешается по существу. Решение - это постановление суда первой инстанции, которым разрешается дело. Решение может быть кратким или сокращенным, состоящим из вводной, мотивировочной и резолютивной части и полным, состоящий из вводной, описательной, мотивировочной и регулятивной части.

Согласно п.З ст.20 Закона «О защите прав потребителя», при удовлетворении требований гражданина, суд, кроме взыскания материального и морального вреда, решает вопрос о взыскании с продавца, изготовителя (их представителей), исполнителя штрафа в доход соответствующего бюджета в размере цены иска за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.

На любой стадии процесса, но до вынесения решения судом первой инстанции, стороны могут закончить процесс заключением мирового соглашения, которое подписывается сторонами, и утверждается судом.
Мировое соглашение - это соглашение сторон (истца и ответчика) о прекращении судебного разбирательства на условиях, удовлетворяющих обе стороны. Если оно выражено в адресованных суду письменных заявлениях, эти документы приобщаются к делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Суд не вправе утвердить мировое соглашение сторон, если его условия противоречат закону или нарушают чьи-либо права, свободы и законные интересы.

Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке. Право апелляционного обжалования принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Аппеляционные жалобы подаются через суд, вынесший решение, постановление в вышестоящий суд (городской, областной). Жалоба может быть подана в течение пятнадцати дней с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Вступившие в законную силу акты всех судов РК, кроме постановлений надзорной коллегии Верховного суда РК, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора. Основанием к пересмотру в порядке надзора, вступившего в законную силу решения, определения, постановления суда, является существенным нарушением норм материального, либо процессуального права. Также решение может опротестовываться в порядке надзора, если Конституционный Совет РК признал неконституционным акт, на основании которого они вынесены. Обжаловать могут стороны и другие, лица, участвовавшие в деле и имеющие право на подачу аппеляционной жалобы. Надзорная жалоба может быть подана в течение одного года со дня вступления в законную силу решения, определения, постановления суда непосредственно в суд, полномочный пересматривать дело в порядке надзора.

Медиация (посредничество) в несудебном разрешении конфликтов

В современных условиях, когда в странах СНГ проводятся реформы по демократизации общественных институтов, все большее значение приобретают новые посреднические формы разрешения конфликтов, которые гарантируют и расширяют социально-экономические, политические и личные права и свободы граждан. Посредничество получило законодательный статус во многих странах мира.

В таких государствах как США, Австралия и Аргентина, оно является частью судебного производства, и некоторые категории дел не рассматриваются в суде без прохождения этой процедуры.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает принятие дел к судебному рассмотрению только после безрезультатности ПОПЫТОК разрешить конфликт альтернативными способами.

Обязательства о посредничестве содержатся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Украиной (статьи 89, 96 и 97), которое провозглашает приоритетность посредничества в урегулировании всех спорных вопросов.

В международной терминологии посредничество именуется медиацией. Mediation - (англ.) посредничество; вмешательство с целью примирении; ~ board конфликтная (примирительная) комиссия; m.collective ~ коллективное посредничество.

Проводить посредничество (медиацию) значит находиться между сторонами, содействовать процессу переговоров и выработке у них взаимоприемлемых решений, используя процедуру медиации.

Конечная цель медиации - мирное разрешение спора и заключение соглашения между сторонами, которые находятся в конфликте. В процессе посредничества все совершаемые действия его участников производятся в форме и в рамках соответствующих процессуальных взаимоотношений и представляют собой осуществление прав и обязанностей, предусмотренных регламентом процедуры.

Важно отметить, что отношения, возникающие в процессе посредничества, являются формой реализации гак называемого альтернативно-разрешительного права, т. е. права субъектов разрешить конфликт любыми законными методами, которые они предусматривают для себя в качестве приоритетных. Эти отношения могут возникать и протекать автономно от других процессов, в том числе судебных, т.к. являются разновидностью социально-правовых норм и изначально носят правосубъектный и диспозитивный характер.

Они могут быть прекращены на любом этапе переговоров по желанию одной из сторон и, продолжены в случае взаимного согласия их субъектов. Медиация -это, прежде всего, необязательный процесс. В его ходе медиатор проводит совместные и сепаратные встречи со сторонами или их полномочными представителями, а если стороны представлены советниками (например, адвокатами), то и с участием последних. Значительное преимущество данной процедуры заключается в том, что у её участников существуют большие возможности выразить свои чувства, интересы и предложить свой вклад.

Медиатор может встречаться на сепаратных встречах, которые иногда называют "фракционными совещаниями" с каждой стороной, чтобы обсуждать факты, вопросы и возможный риск, который возникнет, если конфликт не будет урегулирован. Посредник может также изучать обстоятельства дела каждой отдельной стороны па этих встречах. Затем медиатор продвигает участников к разрешению конфликта, обозначая общие интересы и выстраивая «зоны» соглашения.

Преимущества и возможности медиации:

  1. минимизация риска публичного оглашения конфликта;
  2. неформальность и гибкость процедуры;
  3. толерантность, консенсуальность и компромиссность процесса;
  4. замена состязательности сотрудничеством;
  5. экономия времени и денег путем сокращения или уменьшения трат и расходов на судебный процесс;
  6. сравнительно низкая стоимость;
  7. не требует адвокатской или общественной защиты;
  8. благоприятная психологическая обстановка;
  9. высокий уровень вклада сторон, что дает последним возможность находить собственные взаимоприемлемые решения;
  10. возможность урегулирования и личных, и деловых вопросов;
  11. возможность разрешения, которое сохранит и укрепит отношения сторон;
  12. возможность обеспечения окончательности в вопросе о времени конкретного прекращения конфликта.

Реализация правомочий субъектов при медиации базируется исключительно на интересах и потребностях сторон в достижении соглашения. Их отношения закрепляются в договоре, тогда как при судебных отношениях закрепление происходит в процессуально-правовой форме. Осуществляя процесс медиации, посредник вступает в контакт с лицами, участвующими в процессе, и совершает множество предусмотренных данной процедурой действий. Содержание процесса медиации и его стадии регламентированы правилами, которые определяют содержание прав и обязанностей участников процесса, устанавливают соответствующий порядок, последовательность возникновения и развития процессуальных отношений.

Следует отметить, что для успешности процедуры правила медиации должны учитывать социальные и культурологические нормы, а также законодательный потенциал тех стран, где они внедряются в практику. В международной системе АРК действуют правила медиации, принятые как на государственном уровне (например, Правила проведения посредничества, принятые Федеральной службой посредничества и примирения США), так и на негосударственном, коммерческом или общественном (например, Типовое руководство для медиаторов, принятое Американской Ассоциацией Арбитров, Американской Ассоциацией Юристов и Обществом профессионалов в области разрешения конфликтов).

Реальные перспективы для посредничества открываются и при рассмотрении трудовых споров, когда профсоюзы заранее оговаривают в контракте о трудовых отношениях с работодателем пункт о медиации или арбитрации, прохождение которых при возникновении конфликта между сторонами является обязательным. Подобная процедура примирения создает приоритетный фон именно несудебному, компромиссному рассмотрению спора.

2361 просмотров
Не авторизованные пользователи не могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь Зарегистрируйтесь или
На заметку потребителю Все статьи
И офис украсить, и клиентов привлечь
Из лесу елочку взяли мы домой…
Счастье под елкой
Горнолыжные курорты Казахстана
Внутри каждого яблока, как правило, лежи...
Партнёры
Яндекс.Метрика