20402518

Социальные сети

Преимущество членов организации

Узнайте какие преимущества вы получите в Объединении Юридических Лиц "Ассоциация Лига Потребителей Казахстана"

Подробнее
Обращения-Запросы

Депутатский запрос Премьер-министру Масимову К.К. по поводу внедрения обязательного потребительского образования в начальных, средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

На сегодняшний день государством осуществляется активная деятельность по улучшению условий ведения бизнеса в Республике Казахстан. Рассматриваемым в Парламенте РК проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» предусматривается полная отмена плановых проверок предпринимателей, введение упрощенного порядка ликвидации субъектов малого бизнеса, внедрение института уполномоченного по защите прав предпринимателей и другие нововведения. Данные шаги безусловно будут способствовать развитию экономики, повысят инвестиционную привлекательность нашей страны и полностью соответствуют стратегическим целям обозначенным Главой нашего государства.

Меж тем, имеется и обратная сторона данного вопроса - многочисленные проблемы потребителей товаров и услуг. Создавая благоприятные условия для бизнеса, нельзя забывать о правах простых граждан. Предприниматель оплачивает налоги от полученной прибыли, которая формируется за счет потребителя и является одной из составляющих дохода госбюджета. Однако государство на сегодняшний день не обеспечивает должную гарантию безопасности. Отсутствие эффективной системы государственной защиты прав потребителей, невозможность отстоять свои интересы перед представителями бизнеса создает ощущение социальной несправедливости и отсутствия безопасности как физической, так и экономической.

Как показала многолетняя практика деятельности обществ защиты прав потребителей, системным решением данного вопроса является реализация Закона РК «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года, в котором предусмотрено включение вопросов по основам потребительских знаний в образовательные программы.

Внедрение обязательного потребительского образования в начальных, средне-специальных и высших учебных заведениях страны будет способствовать:

Первое. Повышению культуры потребления подрастающего поколения, будущего нашей страны. Большая часть вышеперечисленных проблемных ситуаций связанна с неспособностью сделать правильный и осознанный выбор, незнанием своих законных прав. Как следствие, граждане обращаются уже по факту состоявшегося нарушения или недовольства.

Второе. Формированию активной гражданской позиции населения. Незнание своих прав, низкая информированность является основной причиной малой вовлеченности граждан в социальную, общественную жизнь страны. На сегодняшний день лишь 0,43 % экономически активного населения Казахстана обращаются в общества защиты прав потребителей.

Имея базовые знания в области защиты прав потребителей и реализуя их при конкретном нарушении, у человека появится уверенность в том, что его голос может быть услышанным, а его интересы защищены легитимным, законным способом. Это позволит усилить веру наших граждан в социальную справедливость и верховенство закона.

Третье. Повышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, актуальность которой возрастает в свете интеграционных процессов. В соответствии с законами рынка реализуемые товары станут качественными настолько, насколько требовательны будут потребители.

Четвертое. Потребительское образование окажет непосредственное влияние на баланс сдержек и противовесов в отношениях между бизнесом и потребителем, а также на формирование цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг.

В связи с вышеизложенным, депутат Мажилиса Парламента РК Романовская С.Ю, попросила рассмотреть возможность внедрения обязательного потребительского образования в начальных, средне-специальных и высших учебных заведениях страны в целях реализации 9-статьи Закона РК «О защите прав потребителей».

Ответ на Депутатский запрос.

На Ваш депутатский запрос сообщаем следующее.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы содержание образования ориентировано на формирование функциональной грамотности (социальные и коммуникативные навыки, навыки анализа, синтеза и оценки информации, использования новых технологии и потребительских знании т.д.).

На уровне среднего образования введены основы потребительских знаний, изучаемые в рамках учебных программ по предмету «Человек. Общество. Право.»1, в которых предусмотрены темы для 9-11 классов по основным правовым отношениям, по экономической культуре потребителей в условиях рыночной экономики, по формированию потребительского бюджета, а также по защите прав потребителей и др.

В организациях общего среднего образования в рамках вариативного компонента изучается элективный курс «Прикладная экономика» для формирования у старшеклассников навыков принятия самостоятельных решений, основ экономического мышления и потребления.

В сфере технического и профессионального образования основы потребительских знаний формируются в рамках дисциплин: «Основы экономической теории» (60 час.), «Основы экономики» (36 час.), «Микроэкономика» (64 час.), Макроэкономика (64 час.).

Министерством образования и науки направлены рекомендации управлениям образования областей, городов Астана, Алматы относительно организации в учебных заведениях технического и профессионального образования в рамках факультативных занятий курсов «Основы потребительского образования» (в объеме 10 часов). В высших учебных заведениях основы потребительского права и потребительской культуры введены в содержание дисциплин «Основы права», «Основы экономической теории».

Кроме того, в настоящее время учебно-методическими объединениями вузов по направлениям «Право», «Социальные науки, экономика и бизнес», «Услуги» проводится работа по совершенствованию учебно-методического материала по потребительскому образованию и расширению перечня элективных курсов.

В связи с этим в системе образования заложены принципы формирования у обучающихся основ потребительских знаний и повышения культуры потребления в соответствии со статьей 9 Закона «О защите прав потребителей».

В рамках перехода на 12-летнее образование также будут проработаны вопросы включения основ потребительских знаний в образовательные программы.

 

1863 просмотров
Не авторизованные пользователи не могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь Зарегистрируйтесь или
На заметку потребителю Все статьи
И офис украсить, и клиентов привлечь
Из лесу елочку взяли мы домой…
Счастье под елкой
Горнолыжные курорты Казахстана
Внутри каждого яблока, как правило, лежи...
Партнёры
Яндекс.Метрика